Главная
Международная научная конференция-форум «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков»
В октябре 2020 года Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, МАРХИ (Государственная академия), МГХПА им. С.Г. Строганова и Национальная академия дизайна (НАД) проводят международный научный форум «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков», приуроченную к 100-летию создания Высших художественных мастерских в Москве.



Цели и задачи конференции

Привлечение международной и российской научной и творческой общественности к осмыслению роли всемирно известной новаторской школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в развитии искусства и культуры, архитектуры и дизайна ХХ-XXI века, исследованию контактов между авангардными художественными школами мира, изучению его творческого, теоретического и учебно-методического наследия и его роли в формировании мировой культуры и современном архитектурно-художественном процессе.

Научная проблема конференции

Чем дальше отступает в исторической перспективе период создания универсальной новаторской художественной и проектной школы московского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа – тем более явным становится его влияние в современной мировой культуре. Это проявляется не только в количестве современных публикаций исследователей искусства и культуры ХХ века из Великобритании, Германии, Франции, Италии и других европейских стран, США, Китая и Японии. Это наследие вошло в современное мировое информационное пространство. С течением времени не утрачивают своего интереса, высокого профессионального художественного качества многие курсовые студенческие и дипломные выпускные работы.

Влияние творческих и педагогических концепций, сформированных во ВХУТЕМАСе практически во всех направлениях и жанрах искусства, архитектуры, дизайна — сопоставимо со значением ярких художественных открытий ХХ века во всем мире. Наследие ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа представляет широкий спектр уникальных новаторских достижений во многих областях художественного и проектного творчества. ВХУТЕМАС стал одним из символов революции в искусстве и художественной педагогике.

Многие отечественные и зарубежные школы второй половины ХХ века перенимали и внедряли методические приемы и содержание курсовых и дипломных работ студентов и выпускников ВХУТЕМАСа.

Современный этап развития дизайна и архитектуры, коммуникативных и информационных процессов, поисков в сфере актуального искусства отличаются усилением междисциплинарных связей. В XXI веке единство индивидуальных творческих открытий мастеров-педагогов, новаторской методики образования и ярких результатов профессиональной практической деятельности выпускников, также как и во ВХУТЕМАСе вновь становится неотъемлемой характеристикой развития центров архитектуры и искусства.

Однако, несмотря на популярность и востребованность материалов ВХУТЕМАСа, до сих пор нет полного культурно-исторического представления о процессах зарождения и формирования школы, многие факты, а порой и сложившиеся мифы нуждаются в проверке, остаются невыявленными роль и значение ВХУТЕМАСа в мировом контексте, недостаточно изучена творческая судьба многих педагогов и выпускников школы, благодаря участию которых и формировался «золотой фонд» наследия ВХУТЕМАСа.

Практически не затрагивалась ранее тема взаимодействия школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа с научно-техническими, художественными и творческими организациями, общественными и производственными структурами, другими образовательными организациями. Предстоит научно реконструировать историко-теоретическую модель ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как уникального комплексного художественно-проектного и социокультурного объекта.

ВХУТЕМАС зарождался и развивался в период наибольшей активности мирового авангарда. Это не могло не отразиться и на повышенной активности образного мышлении и нового языка искусства, на настроениях педагогов и учащихся — равноправных участников единого творческого процесса. В результате палитра художественных приемов становилась шире. Каждое направление обладало огромным потенциалом в учебно-научном методическом процессе, позволяя на основе различных формально-композиционных поисков формировать целостные модели мира нового искусства.

Столетие спустя многие результаты и опыт поисков того времени воспринимаются иначе, чем непосредственно в годы их появления и расцвета. Возникает потребность в создании актуального представления о методиках и условиях их реализации, научной реконструкции истории факультетов, создании общедоступных архивов, позволяющих детально представить себе этапы их эволюции.

Тематические блоки и секции конференции:

Условия и порядок участия в конференции

Участие в конференции очное и заочное.

Заявки на участие в конференции принимаются до 15 января 2020 г.

Материалы конференции будут опубликованы. Оплата командировочных расходов иногородних участников конференции осуществляется за счет направляющей стороны.

Для участия в конференции и включения в программу и сборник материалов необходимо до 15 января 2020 года включительно представить в оргкомитет:

Научный комитет рассматривает присланные материалы на степень соответствия их тематике и программе конференции и оставляет за собой право рекомендовать материалы к публикации.

На основе присланных материалов будет составлена программа.

Материалы для публикации в сборнике конференции (объем 7-8 тыс. знаков) присылаются по электронной почте до 30 марта 2020 года.

Языки конференции: русский и английский

Участники конференции предоставляют право научному комитету и редакционной группе:

Материалы для участия в конференции необходимо направлять по адресам:

strog-nauka2011@yandex.ru Лаврентьев Александр Николаевич

a_sazikov@mail.ru Сазиков Алексей Владимирович

marchimuseum@gmail.com Музей МАРХИ

Требования к материалам для публикации:

Соответствие тематике конференции;

Объем статьи: 7-8 тыс. знаков

Формат текста: Miсrosoft Word 6 или 7;

Шрифт: Times New Roman 14 пт;

Порядок оформления названия и аннотации: автор (Ф.И.О.), место работы и должность, название статьи, аннотация — дается на русском и английском языке (2-4 предложения), ключевые слова на русском и английском языке.

Список литературы или примечания в конце статьи, ссылки на литературу или примечания в тексте в квадратных скобках тем же кеглем, что и основной текст.

Иллюстрации (не более 1-2) предоставляются отдельно в формате jpeg, список иллюстраций в конце статьи.



Источник: Официальный сайт Московского архитектурного института (государственной академии).