Необходима консолидация экономического общества для выработки научно обоснованных подходов к развитию страны.
Текст:
Юрий МедведевРоссийская газета - Спецвыпуск № 102(7860)Сложность и масштаб задач, стоящих сегодня перед Россией, таковы, что с ними не удастся справиться, двигаясь проторенными дорогами. Нужны принципиально идеи, новые знания, которые может дать только работающая с максимальной эффективностью фундаментальная наука.
Об этом шла речь на Общем собрании РАН, где ученые обсуждали Программу фундаментальных научных исследований на период до 2035 года. Итоги форума научного сообщества комментирует заместитель президента РАН, член правления ВЭО России, член-корреспондент РАН
Владимир Иванов.
Как угнаться за богатыми ведущими странами, попасть в научно-технологическую элиту? Совершить рывок, на который даже у лидеров ушло не одно десятилетие и огромные деньги? В нашей нынешней ситуации требуются очень неординарные решения...Владимир Иванов: В свое время Игорь Васильевич Курчатов сформулировал принцип: "Обгонять, не догоняя". Эта задача может решаться за счет использования новейших достижений фундаментальной науки, что, в свою очередь, требует изменения и существующей политики, и системы госуправления сферой науки и технологий. Сейчас эта система ориентирована на ресурсную экономику и для решения новых стратегических задач требует перезагрузки.
В 2018 году президент России задал новый вектор стратегического развития: повышение качества жизни, ликвидация научно-технологического отставания, оборона и безопасность, развитие территорий. Эти направления могут быть успешно реализованы только с опорой на собственную фундаментальную науку. Только она даст новые знания для создания качественно новых технологий, новых собственных производств, что позволит России выйти на мировые рынки наукоемкой продукции.
Проблемы взаимодействия науки, бизнеса и власти предполагается обсудить на первом Московском академическом экономическом форуме, который будет проводиться в РАН 15-16 мая. Форум проводят совместно Российская академия наук и Вольное экономическое общество. Необходимость его проведения продиктована тем обстоятельством, что сейчас в стране практически отсутствует научная дискуссия по проблемам социально-экономического развития в условиях глобальных гуманитарно-технологических трансформаций.
Сейчас как никогда нужна консолидация научного экономического общества для оценки ситуации и выработки научно обоснованных подходов к развитию страны. Основной задачей форума является широкое обсуждение имеющихся проблем с различных позиций. Очевидно, что только так можно выработать оптимальный сценарий развития. В программе форума предусмотрены выступления ведущих ученых и представителей органов власти, которые представят свое видение существующих проблем. Это, по сути, будет логическим продолжением Общего собрания РАН.
Для Российской академии наук программы фундаментальных исследований дело привычное. Собственно, она всегда работала и работает на основе таких программ. Что принципиально нового появилось в обсуждавшемся на этом Общем собрании РАН документе?Владимир Иванов: Новая программа принципиально отличается от предыдущих системностью организации научных исследований. До недавнего времени фундаментальную науку делили на академическую, отраслевую и вузовскую. Но при этом основной массив исследований проводился и проводится в академических институтах. Сейчас впервые программа охватывает академические институты, ведущие университеты, НИЦ, ГНЦ, наукоемкие госкорпорации. Это позволит обеспечить системность проведения исследований, избежать дублирования, а также финансирования неперспективных проектов, в целом повысить эффективность расходования ресурсов. Определение направлений исследований, координация работы, экспертиза результатов законодательно возложены на РАН.
Таким образом, программа является основным инструментом научно-методического руководства научными организациями и университетами со стороны РАН.
И второй принципиально важный момент. Мы помним, какие непростые отношения были между РАН и ФАНО, а потом с Минобрнауки. Во многом это было следствием несовершенства законодательства. После принятия летом прошлого года поправок в закон о РАН, внесенных президентом страны, многие функции и полномочия академии получили более четкое законодательное оформление. По сути, эта программа задает старт новому этапу академических реформ и позволит реализовать сформулированный в 2013 году тезис о том, что наукой должны управлять ученые, а задача администраторов создать нормальные условия работы, обеспечить науку необходимыми ресурсами, приборами, кадрами.
Если, как вы сказали, научно-методическое руководство и координация программы возложены на РАН, то именно она всем и будет рулить? Решать, как распределить деньги, кому дать приоритет, а кого урезать?Владимир Иванов: Не совсем так. Особенность фундаментальной науки заключается в том, что здесь не работает вертикальная система управления, характерная для госаппарата. Решения по научным вопросам принимаются на основе профессиональных обсуждений. Для этого и существуют, например, ученые советы в институтах.
Сложность данной программы заключается в масштабности задачи, отсутствии единого источника финансирования, различных интересах участников, разнородности исполнителей. Опыт работы показал, что задачи такого уровня могут решаться либо директивным решением высшего руководства страны, либо организацией эффективного взаимодействия участников программы.
Здесь предлагается второй вариант: программой будет руководить Координационный совет, в состав которого войдут представители научного сообщества, бизнеса и власти, председателем Координационного совета будет президент РАН. А на академию возлагается обеспечение его работы. Эта схема себя уже хорошо зарекомендовала за более чем 10-летний период реализации предыдущей программы.
Что касается определения направлений исследований, то одним из базовых элементов программы является План фундаментальных научных исследований. Еще год назад правительство поручило всем заинтересованным организациям направить свои предложения в РАН. На основании этих предложений отделения РАН, а также РАО, РААСН, РАХ, сформировали общий план исследований. Он будет основой программы. Это основные перспективные направления на несколько лет вперед. Конечно, это ни в коем случае не догма. Ведь наука очень живой, постоянно меняющийся организм. Здесь нельзя все до буквы расписать на длительный период. Сама жизнь будет вносить изменения в наши представления о перспективности того или иного направления. И тогда программу придется корректировать. Такой вариант предусмотрен: раз в пять лет Координационный совет программы будет анализировать, что сделано, и в зависимости от результата менять планы, а если потребуется, то и направления исследований.
Какие выбраны основные векторы развития нашей фундаментальной науки?Владимир Иванов: Основные векторы развития науки в целом определяются необходимостью решения стратегических задач развития страны. Прежде всего сегодня усилия должны быть направлены на решение важнейшей задачи преодоления технологического отставания. Работу по программе фундаментальных исследований предлагается вести по следующим направлениям. Это анализ текущей ситуации, прогнозирование и стратегическое планирование как развития науки, так и экономики в целом, выявление так называемых больших вызовов и разработка мер по их парированию. Это проведение фундаментальных научных исследований по широкому спектру направлений. Это проведение ориентированных фундаментальных исследований по приоритетным направлениям, определенным в Стратегии НТР. И это работы в интересах обеспечения обороны и безопасности.
Кроме того, отдельными разделами предусматривается проведение исследований на установках mega science, а также инициативные исследования, финансируемые научными фондами - РФФИ, РНФ, ФПИ, Фондом "Сколково".
По этим направлениям в академии уже ведутся работы. Так, например, подготовлены и направлены в правительство предложения по созданию в структуре РАН специализированного подразделения по научно-методическому сопровождению системы стратегического планирования и Научно-координационного совета РАН по прогнозированию и стратегическому планированию.
Для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития России, определенных Стратегией НТР, создан Координационный совет, возглавляемый президентом РАН, в который кроме ученых РАН вошли представители бизнеса, вузов, власти. По приоритетным направлениям, а их всего семь, также созданы советы, возглавляемые ведущими учеными - академиками РАН. Советы должны сформировать сквозные цепочки: фундаментальная наука - НИОКР - прототип - бизнес - рынок.
Источник:
Официальный сайт Российской академии наук.