Как «случайный архитектор» стал главным архитектором столицы
Возможно, судьба архитектора тесней, чем у представителей других творческих профессий, переплетена с судьбой страны. В этом особенность и уникальность этих людей, которые максимально зримо отражают свое время.
Архитектура – тот вид искусства, с которым каждый из нас сталкивается чаще всего. Мы живем в доме, который спроектировал архитектор, ходим по улицам, которые тоже придумали представители этой профессии. Но что мы знаем о них? Если речь идет о прославленных зодчих минувших эпох, то немало, а о наших современниках? Согласитесь, совсем мало. Сегодня у нас с вами есть возможность узнать больше об одном из них, что называется, из первых уст. Рассказать о себе согласился бывший главный архитектор Москвы, ныне Президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) академик РААСН
Александр Викторович Кузьмин.
–
Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, что в юности повлияло на выбор Вашей профессии? Как Вы пришли в архитектуру?–
Честно говоря, я себя называю «случайным архитектором». На выбор профессии, наверное, повлияло то, что я всегда любил рисовать. Это было мое любимое увлечение с детсадовского возраста, и я предполагал работать в полиграфии, так как мне всегда нравилось заниматься оформлением книг. В какой-то степени у меня это наследственное увлечение. Отец у меня военный, а вот мама редактор, окончила полиграфический вуз. Но потом я вдруг узнаю, что есть архитектурный институт. Я учился уже в 9 классе, поехал, посмотрел – мне понравилось. Я поступил на подготовительные курсы, потом поступил и в сам институт, и стал архитектором. Могу сказать, что в каком-то смысле это получилось довольно случайно, ведь в роду у меня нет зодчих. Хотя теперь уже в семье есть.–
Но раз Вы закончили институт, значит, Вам понравилась Ваша профессия?–
Да, понравилась, хотя было ее осваивать довольно трудно, потому что те ребята, которые пришли из архитектурных семей были более подготовлены, они продолжали семейные традиции. Я же понял, что что-то соображаю в этом ремесле только где-то на 4 курсе.–
Вы помните, какая дипломная работа была у Вас?–
Помню, конечно. Она называлась «Исторический центр Пскова». Я в то время, честно говоря, был очень несерьезный человек, и эта работа возникла совершенно случайно. Во-первых, Псков я очень люблю. Так получилось, что я ездил туда рисовать на практику, и город мне нравился. А тут еще и объявили в институте, что, если кто-то делает диплом на тему не московскую, то ему оплачивается недельная командировка в этот район. Мы с другом, Лешей Воронцовым сразу решили отправиться в Псков. Получили командировочные, неделю там пожили, посмотрели и сделали диплом на пятерку.–
Вы 16 лет отдали должности главного архитектора Москвы. Что для Вас за эти годы было примечательным, главным? Что осталось в памяти?–
Для меня это счастливые годы, потому что я занимался любимым делом. К тому же, у меня путь был довольно последовательный в том плане, что 38 лет я проработал в одном здании. И опять большую роль сыграл его величество случай. Я совершенно случайно после окончания института оказался в институте генерального плана, отработал там 18 лет, прошел путь от рядового архитектора до главного архитектора института. Потом Леонид Васильевич Вавакин – главный архитектор города позвал меня к себе первым замом, а затем уже по конкурсу я был избран на должность главного архитектора. То есть путь довольно прямой. Я постоянно шел дорогой, на которой все лучше узнавал проблемы Москвы. 14 лет я проработал с Юрием Михайловичем Лужковым, 2 года – с Сергеем Семеновичем Собяниным. Оба эти периода вспоминаю только с благодарностью.–
90-е годы были непростые, как Вы справлялись с тогдашней ситуацией?–
Да, 90-е годы были очень сложные, зато мы были моложе. Конечно, бывало всякое: и наезды, и угрозы. Приходилось заниматься не прямой работой главного архитектора Москвы, а, например, договариваться со всей Киевской площадью, чтобы оттуда убрали ларьки.–
Но последний период на этом посту был совсем иной?–
Это так. Во-первых, я изменился, уже многое знал. Во-вторых, время изменилось. Я считаю, что главная задача, которая была поставлена передо мной, выполнена – это генеральный план, который был разработан, утвержден и который действует до сегодняшнего дня. Была его корректировка в связи с присоединением Новой Москвы, но в принципе все, что сейчас строится, заложено в те годы.–
Затем Вы возглавили научно-исследовательский центр «Строительство». Чем обусловлен Ваш выбор? Ведь многие архитектурные бюро сочли бы за счастье иметь Вас в своем штате.–
Я не отрываюсь от архитектурной деятельности, у меня есть мастерская «АК и партнеры», где занимаюсь проектированием. Поэтому у меня есть отдушина, где я могу заниматься архитектурой. И все же почему я пошел в научно-исследовательский центр «Строительство»? Попробую объяснить. Тяжело бывшему первому лицу оказаться где-то не первым лицом. Я этого не хотел, уж так устроен. У меня была умная бабушка, которая говорила: «Сашенька, никогда не смотри назад, в это время ты можешь пропустить что-нибудь интересное впереди». В данной ситуации Москву я для себя отрезал. Я считаю, что у меня были годы, когда я все что мог, сделал для города. Когда мне предложили возглавить научно-исследовательский центр «Строительство», то эта была совершенно другая сфера. Я поставил перед собой определенную задачу. К этому времени я еще стал президентом академии (Академия архитектуры и строительных наук, прим. ред.), а академия состоит из трех отделений: архитектура, градостроительство и строительная наука. Градостроителем и архитектором я уже поработал, вот и подумал: а почему мне не возглавить направление «Строительные науки». Были поставлены определенные задачи, которые, я считаю, на сегодняшний день мы выполнили.
К моменту моего прихода в организацию НИЦ «Строительство» находился в очень тяжелой ситуации. Он был внесен в списки приватизации, он потерял свой диссертационный совет, у него были очень большие долги, его готовились прибрать к рукам, мягко говоря. В первую очередь, надо было решать организационные задачи. За четыре года моего руководства удалось кое-чего достичь.
Первое – мы единственные в отрасли выведены из списков приватизации, причем это было сделано на уровне премьер-министра. Второе – мы вернули диссертационный совет и по трем профессиям выпускаем кандидатов и докторов. Кстати, мы единственное акционерное общество в отрасли, у которого есть свой диссертационный совет. Третье – мы избавились от долгов. Мы ставили задачу каждый год увеличивать план где-то на уровень инфляции. Когда я пришел, институт вырабатывал порядка миллиарда двухсот миллионов рублей, сейчас у нас план – миллиард семьсот миллионов рублей.–
То есть вы сейчас вышли на самоокупаемость?–
Мы нормально живем. Хотя этот год очень тяжело идет, но для этого есть определенные причины. Mundial прошел, в котором мы активно участвовали, но после него определенный провал. Пока мы сделали немножко меньше, чем планировали. Но у нас нет никаких задолженностей. Наш центр не простой, здесь собрано большое количество ученых, каждый со своим мнением, со своими амбиции. Руководить таким коллективом не просто.–
Как Вам удается совмещать творческую и коммерческую работу?–
Первое – никогда никому нельзя ничего обещать. Этому меня научили 90-е годы. Я считаю, мне это в жизни очень помогает.
Второе правило: беречь честь смолоду и никогда не давать заключения, которые хочет инвестор, а писать правду. Потому что, когда у тебя будет хоть один-два прокола, ты потеряешь главное, что есть сейчас у НИЦ «Строительство» – это репутация. Если ты всегда четко расставляешь приоритеты, говоришь правду, а не мутишь воду и тем более не играешь на руку инвестору, тогда все будет в порядке.–
Александр Викторович, а почему буксует разработка проекта закона по архитектуре?–
Выскажу свое мнение. Главный вопрос: кто будет аттестацию архитекторам давать. Пока не удается договориться. Я считаю, архитектурный цех вредит сам себе всегда. Ведь архитекторы все гении, поэтому найти решение вопроса очень сложно. В первую очередь, он пробуксовывает именно по той причине, что вперед выставляются личные интересы. У нас есть НОПРИЗ. Что такое НОПРИЗ? Это сбор организаций, а если посмотреть на мировую практику – это сбор личностей. Архитектор как адвокат, как врач, у него своя сфера деятельности. Мы не бизнесмены, мы в первую очередь специалисты. В данной ситуации каждый является отдельной единицей. Надо акцентировать именно эту сторону, а не кто будет определять, – единица ты или не единица. Мы сейчас выработали общую концепцию, теперь начнем активно прорабатывать этот вопрос.–
Если продолжить тему о главных архитекторах в регионах, то их статус определен, но они по-прежнему мало влияют на градостроительную политику на местах?–
Везде по-разному. Есть регионы, где архитекторы напрямую выходят на губернатора и являются его правой рукой. В первую очередь, все зависит от личности, а не от того, как ты называешься. Я никогда не был членом правительства Москвы, но без меня, чтобы что-то в Москве делалось – я не помню. Есть регионы, которые вообще ликвидировали эту должность, а есть, где главный архитектор занимает должность, но его влияние минимально.–
Многие руководители регионов говорят, что нам главный архитектор не нужен, нам нужен специалист по градостроительству.–
Мне в этом плане очень везло. В Москве всегда с уважением относились к нашей профессии. У нас градостроители и архитекторы всегда были синонимами. Да, я занимался генпланом, но, с другой стороны, мы занимались вопросами, связанными с формированием ансамблей, площадей, жилых районов и так далее.–
Поговорим о молодежи. Бытует мнение среди маститых архитекторов, что у нас мало талантливой молодежи, поэтому в вузах надо чаще «проветривать помещение», образно говоря. Как Вы оцениваете ситуацию?–
Считаю, у нас много талантливой молодежи. Беда в другом, нет умелой ее поддержки. Слово «креативный» заменило слово «творческий» и «профессиональный» – и это печально. С мозгами все у ребят в порядке, но архитектор – это профессия, которая требует ученичества. Раньше была определенная система: ты кончал институт, поступал в Моспроект или куда-то еще, не суть важно, становился учеником. Как минимум 5 лет ты должен был провести в этом статусе. Была и определенная специализация. Еще раз повторяю, творческой молодежи очень много, а вот умелой молодежи – явно недостаточно. Нет передачи мастерства, причем это беда не только молодежи, виноваты, в том числе и мы. Это потому, что мы все выживали. Был период, когда страна ломалась, строилась заново. У меня полно учеников с точки зрения выпускников МАРХИ, но у меня нет моих личных учеников. Между прочим, они все неплохо устроились. Я встречался недавно с одним курсом, все при деле. Но у меня нет учеников, которые бы сказали, что я с Александром Викторовичем проработал 5 лет. А вот в советское время они были.–
Что Вы скажете по поводу архитектурного образования? Нужно ли «проветривать помещение» в вузах?–
Это безумие, потому что в вузе есть много кафедр, которые годами должны формироваться. Специалисты кафедры не могут «проветриваться», там тоже идет обучение от учителя к ученику. Другой вопрос, когда идет дипломный проект, целесообразно, чтобы наряду с вузовскими педагогами преподавали и практикующие архитекторы. Это есть, но этого мало.–
Александр Викторович, теперь, если позволите, о строительных материалах. Очень многие производители строительных материалов говорят о том, что на рынке присутствуют изделия, не соответствующие стандартам безопасности. Многие считают, что если сделать продукцию сертифицированной и производство тоже сертифицировать, то это спасет ситуацию?–
Беда в том, что не выгодно сейчас производителям работ применять современные, сертифицированные материалы. Где проблема возникает? Первое – на государственных объектах. Второе – на коммерческих объектах, например, торговых центрах. Когда организация строит не на продажу, а сама потом эксплуатацией занимается, тогда применяют хорошие материалы. Она просчитывает, а как здание будет еще работать 10-15, а то и 50 лет. Я не специалист в этом вопросе, но надо сделать так, чтобы было выгодно производителю использовать новые материалы. Он должен за это получать гранд или же быть ответственным за дальнейшую эксплуатацию здания. То, что строительство и ЖКХ в одном министерстве – это совершенно правильно. Потому что на самом деле, строительство – это миг по отношению к тому, что мы называем ЖКХ. Должна быть продумана система, чтобы было выгодно применять хорошие материалы.
Здесь тоже разница есть. Материал может быть не опасный, но он может быть плохой в эксплуатации. Когда применяется огнеопасный материал, то это уже вопросы контрольных органов, которые должны следить во время строительства объектов за тем, что используется для него.–
28 мая новый министр Владимир Владимирович Якушев, выступая на XV съезде саморегулируемых строительных организаций, отметил недостаток отрасли в ее занормированности. Как Вы считаете, это на самом деле это так?–
Слово занормированность очень широкое. Я вообще-то не сторонник отпускать строителей, что называется, в свободное плавание, потому что как раз потом и возникают объекты, которые горят. Он прав в том плане, что есть некоторые вопросы, которые могли бы быть более четко решены, лучше прописаны их регламенты. Должно быть научное сопровождение объекта. Оно по закону требуется, а его никогда не бывает. Потом возникают вопросы: не так залили, не то сделали и так далее. Я считаю, что научное сопровождение, особенно на сложных объектах должно быть обязательно. Опять же, если мы берем частного инвестора НИЦ «Строительство» – мы с объектов не уходим, мы на них присутствуем от начала и до конца.–
На международной конференции по стандартизации Вы сказали мне, что у вас есть мечта: что в НИЦ «Строительство» удастся вместе с регионами заняться вопросами использования местных строительных материалов с применением заполнителей, существующих в тамошних грунтах, и продвижение их как у нас в стране, так и за рубежом. Вкратце скажите, что это такое?–
В грунтах есть очень много кремнезёма и прочих материалов. Мы сейчас пытаемся это направление у нас развить, закупаем благодаря инвестиционной программе оборудование, которое позволит получать из земли гранулы, потом к ним связующие, а потом получать панели, а затем идти и дальше.
В принципе, эта программа может охватить всю территорию страны, потому что везде есть свои материалы. На Кавказе, например – лава. Нашими идеями уже литовцы пользуются. Они, правда, используют битое стекло, но по нашим технологиям. Это хорошая фирма, ее знают не только в Литве, но и в Европе. Получаются белые красивые гранулы.–
В прошлом году НИЦ «Строительство» отметил свое девяностолетие. Подобные центры существуют в других странах, Вы поддерживаете с ними отношения?–
Да, существуют, и мы поддерживаем отношения со своими зарубежными коллегами. Такие НИЦ могут быть как государственными, так и частными, но они все имеют поддержку государства, получают гранды. Мы сейчас стараемся работать по схожей модели, но пока, если честно, не получается.–
Есть ли у Вас какое-то хобби?–
Есть. С чего я жизнь начал, тем она и продолжается. Это в первую очередь рисование, плюс я еще книги пишу.–
Ваша дочь тоже архитектор. Кто повлиял на ее выбор профессии?–
Среда повлияла. Это не только у меня, это у многих архитекторов. У нее и мама архитектор. Она крутилась в этом кругу. Когда была маленькая – пошла в Союз архитекторов, занималась в кружке. Потом училась в студии «Старт», так и пошло. Профессия архитектора очень захватывает. А вот сын не захотел, заявил: «Хватит архитекторов Кузьминых».Источник:
Официальный сайт НИЦ Строительство(Материал - Информационное агентство «Строительство»; Беседовал Александр Гусев).