Александр Викторович Кузьмин родился 12 июля 1951 года в семье военного моряка в Москве в Сокольниках.
Он учился в школе с физико-математическим уклоном, но с детства имел тягу к творчеству и много рисовал на уроках.Пророчеством стали слова учителя истории: «пусть рисует, может художником или архитектором станет».
Эти слова запали в душу будущему зодчему. В его планах было поступление в Полиграфический институт, но в девятом классе Александр Викторович отказался от этой идеи, узнав о Московском архитектурном институте. Там он учился на подготовительных курсах, а после окончания школы успешно сдал вступительные экзамены. Но более конкретное понимание профессии пришло только на четвертом курсе обучения в институте. Позднее Кузьмин часто называл себя «случайным архитектором».
После окончания института в 1974 году Александр Викторович оказался в НИиПИ Генерального плана Москвы, в котором он прошел долгий должностной путь отархитектора до главного архитектора института.
Когда масштабная творческая личность входит в непосредственный контакт с властью и взваливает на себя ответственность перед своей профессией, перед товарищами по цеху, а в случае архитектурного администрирования – перед народом, перед будущим, - безусловно, это огромная жертва. Пойти на такое способен только человек высокой гражданской позиции, отчетливо сознающий свою роль барьера между интересами бизнеса, нередко волюнтаризма, а то и на пути непонимания важных градостроительных решений, задачей которых является создание достойной жизненной среды для жителей, прямых потребителей «архитектурной продукции».
А радость творчества и личного участия в разработке архитектурных проектов, к сожалению, часто уходит на второй план. И здесь редки другие варианты. Поэтому особого уважения заслуживает тот, кто сумел и на государственном посту сохранить в себе свежесть восприятия жизни и тесную связь с коллегами, тревогу за результаты своей деятельности, личную заинтересованность в дальновидных и качественных градостроительных решениях.
Таким человеком можно с уверенностью назвать Александра Викторовича Кузьмина.
C 1991 года Александр Викторович Кузьмин стал работать на ответственных должностях в структурах Правительства Москвы и в сентябре 1996 года на совместном заседании президиумов Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов был избран на пост главного архитектора столицы.
Это был первый и единственный случай в отечественной практике – избрание главного архитектора Москвы. А поскольку эта должность была совмещенной с должностью председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, то распоряжением Мэра столицы Кузьмин был назначен главой Москомархитектуры. На этом посту он работал 16 лет до июля 2012 года.
Более 60 крупных градостроительных проектов и научных трудов вышли с авторством и под руководством Александра Викторовича Кузьмина. Это «Основные направления градостроительного развития Москвы и Московской области до 2010 года», «Проект Генерального плана развития города Москвы до 2020 года», «Предложения по развитию и реорганизации производственных зон города Москвы», «Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса города Москвы», проекты строительства МКАД, третьего и четвертого транспортных колец Москвы, «Проект реконструкции московской окружной железной дороги» и др.
Александр Кузьмин – автор более 10 действующих законов города Москвы.
Кузьмин – руководитель и автор свыше 30 реализованных проектов, в их числе: восстановление Манежа после пожара, концепция развития территории Ходынского поля, проект планировки природно-исторического парка «Царицыно», проекты Ледового дворца в Крылатском и Детской Олимпийской деревне, проект строительства комплекса административных зданий «Москва-Сити» и многие другие. Самым любимым из реализованных проектов Александр Викторович считал реконструкцию Старого Гостиного Двора.
В любой работе Кузьмина всегда прослеживается огромная любовь к столице и детальное ее знание. Москву строит история, а Александр Кузьмин знал, что находится за каждой улочкой и каждым городским поворотом. Самым любимым местом Александра Викторовича в Москве всегда оставались Сокольники, которые он называл «кусочком своей Родины». «В парке мне знакома каждая просека: Поперечная, Майская, Лучевая», - говорил он.
Что еще отличает Александра Викторовича – это необыкновенные ораторские способности. Образный, живой и узнаваемый язык помогал ему удерживать внимание практически любой аудитории и быть любимцем журналистов. Неудивительно, что в годы работы Общественного градостроительного совета при мэре Лужкове все проекты представляли не авторы, а один единственный докладчик – Александр Кузьмин.
С приходом в 2010 году на должность Мэра столицы Сергея Собянина кадровые перестановки в московском правительстве коснулись очень многих членов Мэрии. Сергей Собянин, резко критиковавший градостроительную политику столицы, удивил всех, переназначив Кузьмина на занимаемый им пост председателя Москомархитектуры.
Старейший член команды Ю.Лужкова находился в этой должности до июля 2012 года, а затем накануне своего 61-летия одновременно с заявлением на отпуск подал прошение об отставке.
«За годы работы главным архитектором я выработал три положения. Первое: помнить, когда вас выбирали на этот пост, большая часть голосовавших просто голосовали против кого-то другого. Второе: у всего хорошего, что появилось в Москве за эти годы, автор найдется всегда, а за все плохое отвечать придется именно вам. И третье: когда придется уходить, не стоит оборачиваться, так как камень, брошенный в спину, может попасть в глаз», - отмечал после своего ухода с поста Александр Викторович. Эти высказывания, по месткому выражению самого Кузьмина, вошли в «Советы от Советов» и превратились в «крылатые» в среде главных архитекторов. Дело в том, что с 1998 года Кузьмин был бессменным председателем Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Коллеги уважали Александра Викторовича за профессионализм и дипломатичность, называя «гарантом принятия разумных решений». У него всегда было свое мнение, и он не боялся его высказывать высоким начальникам.
После ухода с госслужбы Александр Викторович продолжил заниматься архитектурой, которой посвятил всю жизнь. Основал архитектурную лабораторию «АК и партнеры», а с октября 2012 по апрель 2014 года занимал должность вице-президента и главного архитектора компании «АВТОТОР Холдинг». Возглавляя авторские коллективы, разработал и подготовил к утверждению Правительством города Калининграда «Проект планировки Кластера полнопрофильных автомобильных производств и нового жилого района», «Концепцию развития исторического центра Сергиева Посада Московской области», по поручению Губернатора Иркутской области – «Концепцию развития исторического центра города Иркутска». Потом был проект планировки территории «Международного детского центра «Артек» и другие работы.
Экс-главный архитектор не раз подчеркивал, что счастье столицы – в развитии регионов, а создание безопасной и комфортной среды жизнедеятельности – национальный приоритет России.
С марта 2014 года Кузьмин взялся за подъем российской строительной науки: он назначен генеральным директором ключевого учреждения отраслевой науки – АО «НИЦ «Строительство», в который входят Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений (НИИОСП) им. Н.М.Герсеванова, Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций (ЦНИИСК) им. В.А.Кучеренко и Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона (НИИЖБ) им. А.А.Гвоздева.
В том же году общим собранием Российской академии архитектуры и строительных наук Кузьмин избран, а 5 мая 2014 года Правительством Российской Федерации утвержден в должности президента РААСН. В апреле 2019 года он повторно переизбран на эту должность.
В свободное время Кузьмин любил рисовать для души, сопровождая рисунки яркими комментариями. В его личном архиве несколько сотен художественных работ, выполненных в оригинальном жанре пером. При этом он рисовал фигуры, практически не отрывая пера от бумаги. Персонажами становились друзья, родные, коллеги, знакомые. В основном все рисунки Кузьмина выполнены в черно-белой гамме. По его собственным словам он еще с института боялся цвета.
Долгое время Александр Викторович скрывал от широкой публики свое творчество, считая его несерьезным. Только в 2009 году на седьмой ежегодной выставке художественного творчества московских архитекторов и дизайнеров «Мир глазами зодчих» он решился представить свои работы.
К своему 60-летию он выпустил альбом графических миниатюр «Кузьминки» - изюминки от Кузьмина». В аннотации говорится: « Художественный сборникграфических миниатюр, созданных в разные годы какиллюстрации к житейским историям, которыми изобилует жизнь автора рисунков – архитектора Александра Викторовича Кузьмина».
Александр Викторович увлекался историей и наукой о наградной системе – так называемой фалеристикой, и при желании, благодаря своим широким знаниям, мог бы стать консультантом в исторических фильмах. Этому увлечению посвящено составленное им энциклопедическое издание «Кавалеры Ордена Святого Георгия с 1914 по 1918 годы».
Еще одна большая страсть Кузьмина – футбол. Он был неистовым болельщиком московского «Динамо» и не пропускал ни одной игры любимого клуба.
«Записывайте, рисуйте, фотографируйте – делайте все, чтобы сохранить для своих потомков память об их корнях», - таков завет Александра Кузьмина.