Заседание рабочей группы при Комитете государственной инспекции по охране памятников Санкт-Петербурга
Академики РААСН Явейн Н.И., Мамошин М.А., член-корреспондент РААСН Романов О.С. ( постоянные члены рабочей группы, созданной при Комитете государственной инспекции по охране памятников Санкт-Петербурга с участием Санкт‑Петербургского Союза архитекторов) приняли участие в обсуждении списка лучших образцов объектов архитектуры модернизма Ленинграда конца 1970-х – начала 1980-х годов.
По результатам обсуждения было принято совместное решение о необходимости выявления очередных объектов позднесоветского модернизма. Это Дворец бракосочетаний Выборгского района на Институтском пр., 8 (1983, архитекторы Б.Г. Устинов, Л.Н. Травина и др.) и кинотеатр «Каскад» на Царицынской ул., 2 в Петергофе (1982-1984, архитекторы В.С. Маслов, А.И. Плюснин).
Дискуссию вызвало здание детского сада в пер. Джамбула, 8 (1983, архитектор С.П. Шмаков). Его историко-культурную ценность как образца раннего постмодернизма решено обсудить на Совете по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга.
Кроме того, рабочая группа рекомендовала проработать вопрос обеспечения сохранности ещё пяти зданий и комплексов на основании норм Закона Санкт‑Петербурга № 820-7 «О границах объединенных зон охраны…». Это ПТУ «Интурист» в Сестрорецке на Приморском шоссе, 280 (1977, архитекторы Н.В. Каменский, В.Г. Хотин), санаторий «Дюны» в Сестрорецке (1977-1978), жилой квартал № 8 в Зеленогорске на Привокзальной ул., 7, Комсомольской ул., 6, 10 (1974-1985, архитектор Н.М. Захарьина), жилой квартал № 1 в Пушкине на Детскосельском бульваре (1978-1980, архитекторы Н.М. Захарьина, Г.Н. Давыдов, Ю.В. Исадченко), кинотеатр «Подвиг» в Колпино на Павловской ул., 34 (1984, архитектор О.А. Харченко).
В последние годы благодаря совместной работе КГИОП и Санкт‑Петербургского Союза архитекторов были выявлены яркие образцы послевоенной неоклассики и модернизма – здание Оптического института на Васильевском острове, главное здание киностудии «Ленфильм», жилой дом на Большом Сампсониевском пр., 108, здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом на Троицкой площади, Приморский рынок на Малом проспекте П.С., мастерская М.К. Аникушина, здание Театра юных зрителей, корпус № 5 Электротехнического института (ЛЭТИ), монумент Героическим Защитникам Ленинграда, яхт-клуб на Петровской косе.
Первый список памятников Ленинграда был утвержден постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 20.03.1935. Этот список включил основное ядро исторического наследия города – памятники и ансамбли XVIII – первой трети XIX веков, дворцово-парковые ансамбли пригородов.
Новый значительно расширенный перечень объектов, подлежавших сохранению, был сформирован в 1950-е годы и утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327. Этот список стал базой, на основании которой был сформирован существующий сейчас перечень объектов культурного наследия федерального значения Санкт‑Петербурга, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527.
В 1960-е – 1970-е годы происходит заметное изменение в подходе к охране культурного наследия – пересматривается отношение к архитектуре второй половины XIX – начала XX века, в результате чего на учет ставится множество памятников эклектики и модерна. В это же время статус памятников обрели наиболее ценные образцы раннего советского периода.
Деятельность Государственной инспекции по охране памятников (ныне – КГИОП) в области составления списков подлежащих сохранению объектов всегда была основана на научной и методической работе, направленной как на установление исторических сведений, так и на выработку единых объективных принципов оценки. Ярким примером этой деятельности стала глобальная инвентаризация дореволюционной застройки центральных районов города, проведенная в 1960-е – 1980-е годы.
Впоследствии данная работа позволила сформировать список объектов, представляющих историко-культурную ценность, который был утвержден приказом КГИОП от 20.02.2001 № 15 «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», включавшим несколько тысяч новых объектов. Помимо дореволюционной застройки в списке также было учтено наследие конструктивизма и довоенной неоклассики.
Однако в то время специалисты оставили за рамками списка весь послевоенный период – как целый пласт неоклассической архитектуры, так и образцы позднесоветского модернизма. Сейчас эта работа активно ведется.
По материалам КГИОП.