Ушел из жизни академик РААСН Андрей Дмитриевич Меерсон
29 января 2020 года ушел из жизни Народный архитектор Российской Федерации, Лауреат премии Совета министров СССР и премии Москвы, академик РААСН, профессор, Почетный строитель России и Москвы, ассоциированный член Американского института архитекторов
Андрей Дмитриевич Меерсон.
Академик РААСН
А.Д. Меерсон известен прежде всего как мастер модернизма, руководитель одной из «магистральных» мастерских Моспроекта-2 – мастерской №22, которой была поручена работа с одним из важнейших, если не самым главным, из московских «лучей» – северным: Ленинградским и Фрунзенским районами и районом Химки-Ховрино, – дорогой международный аэропорт Шереметьево.
ЖК «Лебедь», появившийся в начале 1970-х между Химкинским водохранилищем и Ленинградским шоссе,
Анна Броновицкая и
Николай Малинин назвали в своем путеводителе по советскому модернизму «
одной из самых удачных попыток создания нетиповой жилой архитектуры из типовых элементов» [М., 2016. С. 136]. Его можно, наверное, считать одним из состоявшихся опытов борьбы с типизацией в поиске комфортного городского жилья: в стилобате было размещено множество общественных функций, от яслей до библиотеки, под землей парковка, жилые башни приподняты еще выше на ногах-опорах, эксплуатируемая кровля стилобата заменяет двор. Разворот домов и опоры в нижнем ярусе делают проницаемым вид от шоссе в сторону водоханилища.
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе. Фотография © Денис Есаков.
Жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе. Проект. Изображение из журнала «Строительство и архитектура Москвы», №1/1968. Предоставлено Михаилом КнязевымДругой знаковый проект
Андрея Дмитриевича Меерсона был реализован чуть позднее – к 1978 году, на пересечении Ленинградки и нынешнего Третьего Траспортного кольца, и известен как дом на Беговой или дом на ножках. Наверное, это самый эффектный дом на ножках в Москве – остальные выглядят менее скульптурными и более типовыми. Опоры первого этажа, как и несомое ими трапециевидное основание дома, отлиты из бетона с сохранением фактуры досок опалубки, имеют заостренный книзу силуэт, что делает – даже для тех, кто разглядывает дом из машины, едущей по ТТК, похожим на какое-то насекомое, то ли многоножку, то ли все-таки кузнечика. Овальные лестничные башни, как неоднократно было замечено, придают дому сходство с крепостью, как и «чешуйчатая» укладка панелей внешних стен «внахлест». Словом, если «Лебедь» – результат функционального и типологического эксперимента, дом на ножках – пример очень образного, пластичного подхода к архитектуре.
Жилой дом на Беговой улице. © Денис Есаков Жилой дом на Беговой улице. © Денис ЕсаковЗа время своей работы
А.Д. Меерсон спроектировал около 500 зданий, а построил порядка 200. В 1992 году он создал ПТАМ – персональную творческую мастерскую «Меерсон с партнерами», затем, совместно с
Викторией Вороновой, основал Архитектурную компанию Меерсон & Воронова. Среди самых известных построек этого периода – Ритц Карлтон в начале Тверской улицы на месте гостиницы «Интурист», работа над которым началась в 1991 году с реконструкции гостиницы «Националь» (1992-1995, А. Меерсон, И. Федоров, Ю. Сафронов) и здание «Арарат парк Хайат» на Неглинной (1999-2003).
Источник:
«Архи.ру».